Разработка проектов и строительство домов из оцилиндрованного бревна

Главная / Стили интерьера / Черты маньеризма

Черты маньеризма

19 февраля 2010, Автор: Лейла Миронова

Маньеризм (с итальянского manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ). Так условно обозначается не только художественный стиль, но и определенный период в западноевропейском, прежде всего итальянском искусстве, господствовавший с первой четверти XVI до середины XVII веков. Впрочем, некоторые исследователи рассматривают маньеризм как раннюю фазу барокко.

Возникновение маньеризма связано с кризисом художественных идеалов, в основном итальянского Возрождения. Маньеризм представляет собой главенство формы перед содержанием, выражающийся в изысканности техники и демонстрации мастерства. В то же время замысел художника оставался вторичным, а идеи не отличались оригинальностью.

Часто термин «маньеризм» используют в более широком смысле, а именно как обозначение последней, кризисной фазы развития какого-либо художественного стиля, независимо от исторической эпохи.

Между Возрождением и барокко

В узком смысле маньеризм обозначает стиль, характерный для итальянского искусства в период между Высоким Возрождением и барокко (около 1520-1600 гг.).

Маньеризм приобрел популярность благодаря художнику и биографу Вазари (XVI век), который считал его выражением высокой степени грациозности и уравновешенности в живописи. Большинство последующих критиков считали, что маньеризм находится в упадке по сравнению с достижениями Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль), отмечали метафорическую насыщенность, гиперболизацию и гротеск, свойственные этому течению.

В маньеризме утрачена гармония между содержанием и формой, преувеличенно эстетизируются отдельные элементы и изобразительные средства. Отдельная деталь становится важнее целого и приобретает самоценный характер. Элементы маньеризма можно наблюдать уже у Рафаэля, поздним работам которого свойственна изощренная манера в отличие от ясности и уравновешенности Высокого Возрождения.

Удлиненные фигуры, напряженные позы (контрпост), причудливые эффекты, создаваемые за счет сочетания размеров, освещения или перспективы, яркие цвета. Все это характерно для живописных полотен в стиле маньеризма и нашло свое воплощение в произведениях таких выдающихся художников как, например, Эль Греко.

Маньеризм в ваянии и зодчестве

В ваянии начало маньеризму положил Джамболонья, который оказал большое влияние на своих современников, в том числе на Бенвенуто Челлини. В их скульптурах причудливые позы и плавность, и даже элегантность формы создают новое решение классических сюжетов.

Для интерьера, оформленного в стиле маньеризма, характерны гротескные орнаменты, сочетающиеся с причудливыми фантастическими образами. Используя изобразительное искусство в декоративных целях, художники-маньеристы широко привлекают аллегорические образы, символы и эмблемы, не придерживаясь в то же время определенных принципов организации пространства.

В декоре маньеризм – это переход от монументальных классических форм, типичных для Возрождения, к более пышному, величественному и роскошному стилю – барокко.

В архитектуре маньеризм нашел свое выражение в подчеркнутом декоре фасадов, обилии скульптурных и орнаментальных деталей, в саду уместны и чугунные скамейки, и изящные формы, богатые золотые и серебряные инкрустации, смешение стилей и преувеличенное акцентировании деталей.

Похожие статьи:

Русский модерн в интерьере дома.
Дизайнерские обои как один из главных элементов в современном интерьере. Обои Marburg.
Где живет русский стиль и «русский дух»?
Великолепие и роскошь стиля ампир
Интерьер в едином стиле
Итальянская мебель: классика, барокко, модерн
Метки:

Оставить комментарий